Памятка для педагогов.
Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, Определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее – пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.
Правильные методы включают:
- с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
- Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко. Исподволь формируя общественное мнение.
- Привлечение авторитарного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитарный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говориться. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
- Прямота. Называем проблему своим именем – это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля – это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
- Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый чувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителем, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните что люди все разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
- Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет сохранить им лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
- Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
- большая ошибка замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока ситуация сама уладиться. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелые психологические увечья с пролонгацией последствий на всю дальнейшую жизнь. Поэтому наибольшая ответственность лежит на родителях. Если ситуацию не удается уладить при помощи предложенных методов, нужно искать более приемлемые условия обучения учащегося.