Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий?
Нередко родители сталкиваются с проблемой приготовления уроков дома. С чего начинается помощь родителей маленькому школьнику в приготовлении домашних заданий?
Во-первых, необходимо оформить рабочее место ребенка (удобный стол; при необходимости, настольная лампа; расписание уроков; добрые пожелания школьнику; интересные стихотворения). У ученика должно быть личное организованное пространство, рабочий уголок, в котором он будет выполнять домашние задания. Учебники, учебные принадлежности всегда будут находиться на своем месте.
Важно объяснить ребенку необходимость приведения в порядок рабочего места после выполнения домашнего задания.
Если у вашего ребенка пока нет привычки делать уроки, формируйте у него эту привычку, спокойно напоминая об уроках, проявляя терпение. Ваше хорошее настроение будет поддержкой ребенку, вселит уверенность в собственных силах.
Приступая к урокам, пусть ребенок сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокоит ребенка, снимет тревогу. Постепенно он самостоятельно научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом.
Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков. Но если вы заметили признаки утомления, разрешите ему отвлечься от занятий на 5-7 минут и затем вновь приступите к выполнению домашней работы.
Взрослый человек умеет контролировать себя в процессе работы, у младшего школьника такого навыка пока нет.
Выполняя домашние задания вместе с ребенком, стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Помогаете ему восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постепенно учите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Это будет способствовать развитию самостоятельности при выполнении домашнего задания.
Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. Негативные оценочные высказывания не стимулируют умственную деятельность ребенка, а только приводят к ухудшению его эмоционального состояния.
Объясните ребенку, что выполнение уроков является очень важным делом, таким же важным как те или иные серьезные дела у взрослых.
Поддерживайте в семье атмосферу уважения к умственному труду!
******************************************
Особенности медлительных детей
В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные бытовые действия медленнее, чем их сверстники. В чем причина медлительности, каковы особенности таких детей? Что делать родителям и педагогам?
Медлительные дети - особая группа риска, т. к. их школьные проблемы могут быть связаны только с более медленным темпом деятельности, который связан с особенностями нервной системы ребенка. Медлительность - не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов. У детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.
Рекомендации родителям и учителям
При работе с медлительными детьми в школе и дома необходимо соблюдать следующие правила:
-
В работе с медлительным ребенком будьте терпеливы и спокойны. Не напоминайте о его медлительности, не ругайте, не стыдите его за медленный темп деятельности.
-
Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Таких детей в классе обычно трое-четверо. Можно организовать работу в малой группе. Еще лучше дать каждому индивидуальное задание.
-
Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет работать быстрее, но будет суетиться, нервничать. При быстрой работе будет страдать качество.
-
С первых дней обучения ребенок должен понимать, что оценивается не объем работы, а ее качество, Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
-
Ограничивайте объем заданий. На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь больше времени для их выполнения. Даже диктант целесообразнее провести с группой детей, которые медленно пишут (в этой группе могут быть не только медлительные, но и, например, те дети, которые медленно пишут из-за несформированности моторных функций).>
-
Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его, важно, чтобы этот вызов не был неожиданным, т. к. ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.
-
Не давайте задания с ограничением времени, соревнованием «кто быстрее» и т. п. Качество их выполнения может быть гораздо выше при работе без ограничения времени.
-
Давайте медлительному ребенку время на включение в любую деятельность и самые простые ритуалы, повторяющиеся ежедневно (разложить тетради, приготовить все необходимое для чтения и т. п.). Они помогают ему успешно работать.
-
Четко организуйте режим дня. Он помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Учителю вместе с родителями рекомендуется спланировать режим дня такого ребенка. В первом классе следует исключить все дополнительные нагрузки.
-
Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.
|