Рекомендации по развитию гиперактивных детей
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВР) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Умственная деятельность характеризуется цикличностью: продуктивная работа 5-15 минут, затем мозг «отдыхает» 3-7 минут. Состояние утомляемости сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками.
Причины:
-
пренатальная патология (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы внизу живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус – фактору, попытки прервать беременность, угроза выкидыша);
-
осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода, асфиксия, внутренние кровоизлияния);
-
психосоциальные (стиль воспитания в семье).
При организации коррекционной работы акцент должен делаться на следующие умения ребенка:
-
концентрация внимания;
-
доводить начатое до конца;
-
контролировать свои движения;
-
снимать мышечное напряжение;
-
контролировать свои эмоциональные проявления;
-
расширять поведенческий репертуар во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками.
Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным и позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения от неудач. Инструкции содержащие не более 10 слов. Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполнимой, количество запретов должно быть сведено до минимума. Давать позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Занятия с включением физминуток.
Занятия с детьми психологов - педагогов:
-
обучение приемам саморегуляциии через использование релаксации, визуализации;
-
обучение самомассажу;
-
игры для развития быстрой реакции, координации движений;
-
игры для развития тактильного взаимодействия;
-
пальчиковые игры;
-
подвижные игры с использованием сдерживающих моментов;
-
психогимнастические этюды для обучения понимания и выражения эмоциональных состояний.
-
заранее предупредить о другом виде деятельности;
-
ограничивать время пребывания в местах скопления большого количества людей. Усталость выражается в двигательном беспокойстве - часто принимаемая окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля ( во время перемены посещение комнаты эмоциональной разгрузки);
-
неумение подчиняться длительное время групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять длинные инструкции – лучше индивидуальные задания и индивидуальная работа;
-
система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребенка. Обязательно выполнять обещанное!
-
обучение психотерапевтическим методикам:
- визуализация – для восстановления умственного и физического равновесия
- медитация – погружение в состояние сосредоточенности
- аутогенная тренировка.
Рекомендации для педагогов:
-
Заранее предупреждать о другом виде деятельности;
-
Инструкции не должны содержать больше 10 слов;
-
Использование самостоятельной работы;
-
Ограничивать время проведения в местах большого скопления людей;
-
Выработка системы поощрений;
-
Использование психотерапевтических методик.
Советы родителям:
-
Консультация невролога;
-
Продумать и обсудить с ребенком режим дня;
-
Использовать игры: лото, мозаика, конструкторы и каким – либо видом спорта;
-
Завести дневник самоконтроля;
-
Четко определить для ребенка рамки дозволенного;
-
Оберегайте от переутомления;
-
Следите за сном, ребенок должен хорошо высыпаться;
-
Будьте спокойны!
-
Найдите занятие, в котором ребенок хорошо бы разбирался – для повышения самооценки.
|